Н.А. Киселева

Причудливая мозаика жизни

(Мир и человек: время, события, судьбы)

Я кричал небесам: «Какой лампой
Судьба освящает тот путь,
По которому она ведет
Спотыкающихся детей?»
И небеса ответили:
«Слепым чутьем».

Омар Хайям

«Лампадой ума» – так в начале XXI века мог бы ответить на обращенный к небесам и вечности вопрос-крик Омара Хайяма писатель Леонид Адамов. Ответ – в его книгах: невольный, случайный, как отзыв, гулкое эхо сближений в потоке времени – всегда необратимом, но с неизменным постоянством «бьющемся о камни» вечных вопросов к миру и жизни человека на этой земле.

«Игры ума, или приключения слишком умного человека», «Такая смешная и грустная жизнь» – вот формула ответов в названии его книг, сочетающая серьезность и скрытую иронию, сложность и простоту – «игру ума» творческого, незаурядного, по-восточному хитрого, смекалистого, находчивого, искрящегося остроумием, исполненного смелости, дерзости и самоуверенной силы. Книги Л.Адамова, вышедшие в московском издательстве в 2012году, – это определенный итог прожитой и пережитой жизни, будто зрелый плод, снятый с дерева, корни которого (детство и раннюю пору юности) питала культура Кавказа (Востока). Сквозь призму личного опыта, нашедшего выражение в автобиографическом повествовании от первого лица, автор воссоздает, погружая читателя то в вымышленную, то в достоверную мозаику событий, линии судьбы современного человека, ее выстраданный смысл, смысл в том, чтобы отстоять неповторимость и ценность собственного «я», дарованного трудного счастья быть и жить в этом мире, на этой земле.

Светом, сиянием, блеском ума, по преимуществу же его «изгой» (Л. Адамов) «освещает» свой путь человека и мир в начале XXI века, оставив прошлому, как неглавный, ответ небес, услышанный восточным поэтом – мудрецом О. Хайямом в XII веке. Сила и власть человеческого разума – наследие европейского Возрождения и Просвещения в союзе с победоносным технологическим прогрессом XX –XXI века делает современный мир глобальным, способным к небывалым событиям и делам. Этот мир воистину колосс, и не на глиняных ногах!.. Таким же и быть современному человеку?! Да, но все-таки «спотыкающимся» в этом мире торжествующего разума человек быть, увы, не перестал: он все так же бредет, подчас сквозь непредсказуемую мглу своей судьбы, наталкиваясь на неожиданные сплетения событий, с тоской оглядываясь на быстронесущийся бег времени, — и путь этот не стал для человека спасительней и легче. Урок ли современному человеку – победа «игры ума» над превратностями собственной судьбы – пусть и сбывшаяся в отдельной человеческой жизни? Писатель Леонид Адамов, благодаря силе и воле своего незаурядного ума оказавшийся причастным к интеллектуальной и политической элите современного общества, уверенно отвечает: да! урок, и отдает на суд читателей повествование о жизни супергероя нашего времени, причем автобиографический подтекст его книг убеждает в правдивости его ответа.

Повествование от первого лица, без установки на исповедальность и рефлексию – традиционную форму самоанализа литературных героев разных эпох, «невымышленность» письма в избранных жанрах повести и рассказа (не романа) помогает создать автору атмосферу особой близости с читателем, вызвать его доверие, эффект прямого захватывающего действия. Если к этому добавить мастерское владение журналистским стилем письма, простым, динамичным, ясным, с броскими фразами и словесными клише, ломающими подчас литературную приглаженность речи, композиционно и сюжетно выстроенным текстом, использованием «ударных» и выразительных приемов, – то узор художественной ткани прозы Л.Адамова станет явным. Эффектным, например, приемом служит ритмически организованная цепочка коротких фраз – предложений, по принципу градации, как будто выстраивающихся в многоступенчатую пирамиду и передающих остроту и напряженность мысли, с безвыходной или очень трудной ситуацией, в которую то и дело попадает герой – активный, действующий, пассионарный. Писатель воссоздает увлекательную, авантюрно-приключенческую канву жизни умного героя, окрашивая ее тонами неизменно сопутствующей такому герою художественной идеализации – решающим условием успешности, ценности его «я». Наиболее яркий и убедительный пример такого типа идеализации авантюрного героя в истории мировой литературы – образ Д’Артаньяна в романе А. Дюма «Три мушкетера». Хотя истоки художественной идеализации героя произведений Л. Адамова совершенно иные, нежели у А.Дюма. Не романтическое видение истории и ее загадочных, увлекательных событий («Три мушкетера» – одна из самых читаемых и любимых книг во все времена), – а небывалое возвышение умного пассионарного героя с его удивительными возможностями творить и созидать – как отражение генеральной линии приоритетов и ценностей современного существования человека в мире. Благо, что в силу своих природных задатков, герой в эту благополучную нишу самореализации человека начала XXI века сумел полностью «вписаться». Нет, герой не приспособленец, не конформист. И комплекс «горя от ума», как отличительный знак умных героев XIX века, ему современному чужд.

Переживание мучительного разлада «дум высокого стремленья» и невозможности их реального воплощения в действиях и поступках – не его стихия. Герой Л. Адамова легко находит приложение своему уму и таланту, добиваясь успеха и действуя во благо не только отечества, но и, случается, других стран и государств, и даже человечества. Личное счастье тоже удается герою, не проходит мимо. Вот только странничества и потери своего дома ему не удалось миновать. Чаша жизни героя была полна.

Может это покажется кому-то сказкой? Нет, для супергероя нашего времени ничего невозможного не может быть. История в сущности единого типа героя прозы Л. Адамова становится своеобразной человеческой наукой побеждать в этой жизни и в этом мире. Если, читатель, такая наука вам не по плечу, то можно о ней прочесть и помечтать, переживая вместе с автором увлекательные события, происходящие как будто на ваших глазах и с вашим участием – такова волшебная сила «заражения искусством» вымысла и жизненной правды в прозе Л. Адамова.

Н.А. Киселева