Большинство из нас, получивших образование до начала пресловутой «школьной реформы», в той или иной мере воспитано на классической литературе. Однако многие с детства (с юности, с молодости) увлечены и литературой приключенческой, остросюжетной, изобилующей событиями, конфликтами и яркими, неординарными персонажами, образы которых иногда сопровождают вас долгие годы.
Впрочем, приключенческое начало вплетено во множество жанров – начиная от эпоса Древней Греции, перетекая в средневековые рыцарские романы, продолжаясь в наиболее динамичных произведениях авторов ХIХ-ХХ веков и далеко не заканчиваясь современными многосерийными детективами и новейшими фэнтези.
Пожалуй, квинтэссенцией увлекательности в приключенческом жанре были и остаются авантюрные романы – наиболее захватывающие и непредсказуемые. Этот литературный адреналин как бы бросает вызов читателю (а ты так бы смог?!), показывает некую параллельную жизнь с множеством взлётов и падений, с риском – недостижимую, а оттого и особенно заманчивую.
Авантюрный роман – своего рода сказка для взрослых, но сказка стремительная, не позволяющая расслабиться и заставляющая вас обязательно добраться (доскакать, домчаться, долететь) до финала, дабы поучаствовать в триумфе либо в катастрофе.
Один из крупнейших в России — московский издательский центр «РИОР» совсем недавно выпустил в свет серию книг Леонида Адамова, два первых тома которой написаны в лучших традициях авантюрного романа, пронизаны единой нитью повествования о приключениях героя – полного тёзки писателя.
Несмотря на сложные, порой смертельно опасные жизненные обстоятельства, герой не только справляется с ними, но и совершает взлёт в своей судьбе, всё время повышая горизонт и оставляя за бортом недоброжелателей или даже врагов. Впрочем, обо всём по порядку…
«Игры ума, или Приключения слишком умного человека» — таково название первого тома дилогии. Второй же называется: «Снова игры ума, или Новые приключения слишком умного человека».
Каждая из книг состоит из четырёх повестей, являя собой некую тетралогию. При этом действие каждой повести происходит в новой стране: Россия, Испания, Италия, Бразилия, снова Россия, Индия, Франция, Нидерланды…
Заманчивая география, не правда ли?
А каковы названия повестей! «Манипулятор», «Магнат», «Мафиози», «Масон», «Меценат», «Медиатор», «Модернист», «Монарх»…
И это всё о нём, Леониде Адамове, который, правда, уже со второй повести становится греческим бизнесменом Георгием Ставросом, с чьим именем в дальнейшем и мелькает по планете.
Но как мелькает – буквально будоража её! Он становится одним из самых богатых и влиятельных граждан мира!
Автор недаром ведёт повествование от первого лица, что позволяет читателю максимально слиться с персонажем, ощутить накал его страстей, переживаний, участвовать в выработке и принятии экстремальных решений и формировании новой, абсолютно свободной Личности.
Поначалу обычный для нашей страны разгильдяй, вялый сластолюбец и сибарит, рядовой сотрудник российского рекламного агентства (но с хорошими мозгами) Лёня Адамов волею не всегда зависящих от него обстоятельств вдруг в качестве консультанта попадает в обойму высших эшелонов российской политики, затем вынужденно эвакуированный при поддержке спецслужб из страны, он оседает за рубежом, где на удивление самому себе впервые разворачивает бурную деятельность и совсем не на шутку — проектирует архитектурный шедевр в Барселоне, создаёт бюджетную авиакомпанию в Неаполе, разрабатывает полудрагоценные камни в Бразилии и Индии, учреждает аукционный дом мирового уровня в Москве, осваивает индустрию моды в Париже и даже становится мужем принцессы европейского государства и отцом наследного принца.
А также между делом добывает нефть в Нидерландах, продюсирует фильм в Боливуде, становится родственником вождя индейского племени, вступает в масонскую ложу, запускает общеевропейскую лотерею и даже совместно с бывшим генеральным секретарем ООН урегулирует конфликт в пограничном индийском штате Джамма и Кашмир! При этом он немало богатеет (принося немалые дивиденды и России, честно делясь с ней своими доходами) и совершает ещё множество выдающихся, но (на удивление!) вполне достойных поступков.
Перебор, подумаете вы?
И будете не правы!
Во-первых, Ставрос-Адамов далеко не всегда делает то, что ему самому хотелось бы.
Во-вторых, его необычайный склад ума – сочетание логики, находчивости и авантюризма – частенько кто-то использует в своих целях, хотя сам герой ухитряется при этом никогда не остаться внакладе.
В-третьих, замечательно то, что, сделав блестящую карьеру, герой ни разу не сподличал, никого не подставил и не предал (пусть даже один из его помощников и был казнён, но не по его вине), а скорее – всегда помогал людям.
Фантастика? Но в этом, очевидно, твёрдая позиция автора.
Со временем герой даже пришёл к серьёзной гуманистической жизненной философии: «Он (Бог) ведь тоже нуждается в помощи. Ему ведь приходится столько создавать и стольким помогать, что если кто-то создаст конкретное что-то или поможет конкретному кому-то, он ведь облегчит этим и Его ношу. А поэтому любое креативное начало, по сути своей, и есть помощь Ему!».
Вообще, обе книги – гимн созидательной деятельности, жизненной активности и порядочности!
Немало в книгах и тонкого юмора. Так, готовясь «подкормить» начальника полиции Рио-де-Жанейро, герой рассуждает: «Что поделаешь, борьба с коррупцией есть борьба с коррупцией, и в борьбе с ней, то есть с коррупцией, необходимо всемерно соблюдать конспирацию».
Очень точны и хороши географические атрибуты литературного повествования. Вы словно погружаетесь в атмосферу старой Барселоны и фавел Рио, набережной Неаполя и модных кварталов Парижа.
Безупречны исторические сведения, скажем, о незаживающей ране Джамму и Кашмира или о жизни Шри Сатья Саи Бабы, который заслуженно почитался его последователями во всем мире Богом.
Автор, конечно же, симпатизирует своему герою, оправдывает и внутренне обосновывает его устремления и поступки. Да, вот такой он – талантливый, расчётливый и одновременно по-русски бесшабашный: «Я просто делал всё это вроде бы не всерьёз, а почти играл – да-да, играл во все эти очень взрослые игры, как ребёнок, не связанный никакими ограничениями и обязательствами, а потому и рискующий так бесстрашно, а точнее – бездумно, не загадывая далеко вперёд. Приходилось принимать всё это, как есть, и удовольствоваться этим…».
Третья книга серии, под названием «Такая смешная и грустная жизнь» представляет собой сборник повестей и рассказов, выдержанных в разных, но совершенно других жанрах.
Повесть «Аналитик» поражает своей непоколебимой гуманистичностью и трагической развязкой.
Рассказы весьма лаконичны и разнообразны по воздействию на читателя. Тут и забавные истории, и грустные, трогательные и мудрые. Их персонажи тоже пестрят многоликостью, но чувствуется, что все они обитают где-то рядом с нами, может быть даже в соседнем подъезде. Они живые в своих человеческих проявлениях, а оттого – близкие каждому.
Все произведения всех книг написаны лёгким, абсолютно комфортным для восприятия стилем, то есть читаются на одном дыхании.
«Игры ума…», «Такая смешная и грустная жизнь»… Очень точные названия очень увлекательных книг.
Они сегодня есть в продаже, и в книжных, и в интернет-магазинах, между прочим…